На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ФотоПейнтБол

121 подписчик

Беседы о фотомастерстве КРАСИВО ФОТОГРАФИРУЕМ НОЧЬ

В сумерках любой, даже самый банальный пейзаж становится загадочно-красивым. Желтые фонари освещают проспект, проезжающие мимо машины мигают разноцветными огнями, грязь, оставшаяся после дождя или зимы, прячется в глубокой тени и не портит вид. При взгляде на черные силуэты деревьев на фоне заката-рассвета захватывает дух.

Ночная фотосъемка – отдельный вид фотоискусства, очень эффектный, но сложный. Надеемся, что наша статья поможет вам пополнить свой альбом качественными ночными пейзажами и портретами.

Одна из сложностей, подстерегающих «сумеречного» фотографа, - невозможность съемки с рук. То есть в условиях низкой освещенности снимать можно только со штатива. В общем-то, эта проблема решается просто – надо пойти и купить подходящий штатив.

Главная особенность ночной съемки – длинные выдержки. Часто затвор остается открытым около 1 секунды и дольше (все зависит от источников освещения, если они вообще есть). Длинные выдержки – основная причина всех красивых эффектов и помех на снимках. Движущиеся объекты будут оставлять в кадре следы либо вообще не проявятся на снимке – это опять же зависит от длины выдержки. Например, если ночью снимать шоссе, то самих машин на фотографиях видно не будет, или останутся их еле заметные размазанные силуэты-«призраки». Но зато на снимках проявятся длинные цветные полосы от фар (Фото1). 

Такие полосы можно получить и от статичного объекта, например, фонаря, если не ставить камеру на штатив, а помахать ею в воздухе, пока затвор открыт . А маленьким и ярким источником света (фонариком, свечой, бенгальским огнем) можно даже нарисовать что-нибудь – получится красивая открытка.

Регулируя длину выдержки, можно добиться самых разных результатов.Ночные сюжеты очень контрастны, и всегда придется жертвовать какой-то частью композиции. Если вы определите экспозицию по закатному небу, дома и деревья останутся практически черными. С этим ничего нельзя сделать, проблему придется решать особым построением композиции. Выбираете главный объект вашего будущего шедевра, замеряете экспозицию по нему и выстраиваете кадр так, чтобы непроработанные или пересвеченные объекты не бросались в глаза.

Слишком темные или слишком светлые объекты на ночном снимке не так страшны, как может показаться. Вы можете видеть их на любом ночном снимке, и они являются неотъемлемой частью композиции, более того, добавляют особый шарм фотографиям. Фонари, освещающие ночной город, оставляют в кадре яркие цветные пятна, которые и делают снимки ночного города привлекательными (фото 3). А черные непроработанные силуэты (деревьев, людей, etc.) в закатном свете вообще можно считать отдельным жанром. Фото 3Во многих (если не во всех) современных цифровых компактных камерах есть режимы ночной съемки и ночного портрета. Съемка ночных пейзажей подразумевает отключенную вспышку. Если в вашей камере нет специального режима, принудительно отключите вспышку. В пейзажной съемке она только мешает, поскольку ярко освещает передний план и не захватывает задний. А вот при съемке портрета вспышка будет очень полезна. Режим «ночной портрет» означает, что включится вспышка с уменьшением эффекта красных глаз, а с помощью длинной выдержки проработается задний план.

Еще один враг ночных снимков – так называемый шум ( вы наверняка встречали это понятие в описаниях камер). Шум – это то, что постоянно портит цифровые фотографии, и избавиться от него довольно сложно как производителям, так и фотографам. Описать его можно так: это точки (в сложных случаях – пятна), монохромные или цветовые, появляющиеся там, где их быть не должно. Лучше всего они заметны на одноцветных участках снимка, например, на небе. Шум появляется при повышении чувствительности ISO, длинных выдержках и в недоэкспонированных участках кадра. То есть при ночной съемке шум подстерегает фотографа буквально везде, и об этом надо всегда помнить.

Как же избавиться от шума или хотя бы уменьшить его? Во-первых, никогда не используйте чувствительность ISO выше 100 единиц. Лучше – 50. Высокая чувствительность в ночной съемке ничего не даст – выдержку сокращать ни к чему, все равно ведь камера на штативе, - но она заметно подпортит изображение.

 Тут есть одна хитрость: если участок совершенно не проработан, то есть практически черный, шума на нем заметно не будет. Так что смело снимайте силуэты в контровом свете, главное, чтобы небо было хорошо экспонировано. Впрочем, часто такой снимок даже лучше недодержать, чтобы силуэт был совсем черным, а закат – ярким. Только будьте осторожны с недодержкой, она не должна быть большой, иначе небо «зашумит».Труднее всего избавиться от шума, который появляется при использовании длинных выдержек. Точнее, совсем избавиться от него, скорее всего, не получится.

Впрочем, у современных камер, даже компактных, цветной шум проявляется, в основном, при повышении чувствительности ISO и цифровом зумировании. Никогда не используйте цифровой зум в ночной съемке, даже если в других условиях он не портит снимки.

Ночные сюжеты не ограничиваются пейзажами и портретами. Обратите свой взгляд на небо – это отличная «модель»! Не случайно во многих компактных камерах есть готовая сюжетная программа «Фейерверк», предназначенная для съемки, соответственно, салютов. Хотя чтобы сфотографировать салют, в общем-то, такая программа не нужна.

 Установите камеру на штатив и направьте объектив в сторону взрыва ракеты. Чтобы салют точно попал в кадр, поставьте объектив на минимальное фокусное расстояние - его угол охвата будет шире. Далее экспериментируйте с выдержками. Короткая выдержка «заморозит» букет разноцветных искр, а при длинной на снимке останутся яркие полосы. Можно просто открыть затвор и ждать, когда появится салют. Таким же образом фотографируют молнии – направляют в небо фотоаппарат с открытым затвором и надеются, что повезет, и молния блеснет именно там. И не стоит бояться слишком длинной выдержки (разве что из-за шума) – небо, конечно, будет очень темное, но вы ведь снимаете не его. А салют и молния – явления очень яркие, и они отлично запечатлеются на снимке, главное - вовремя закрыть затвор.

С луной все сложнее. Во-первых, снимать ее можно только длиннофокусными объективами, иначе в кадре останется лишь маленькая белая точка, больше похожая на дырку в фотографии. Во-вторых, нельзя фотографировать луну с выдержкой больше 1 секунды. Вспомните, что сказал Галилей – Земля-то вертится, и луна, снятая со слишком длинной выдержкой, выйдет не круглой, а эллипсовидной. Красивый ночной пейзаж с лесом и луной в полкадра у вас не получится, потому что для съемки леса и луны нужны разные фокусные расстояния объектива и разная экспозиция. Сфотографировать пейзаж с луной не так-то просто.

Ночная съемка не так сложна, как может показаться неискушенному фотографу, но довольно трудоемка. Чтобы получить один красивый снимок, придется сделать множество кадров, и на это может уйти не один день. Когда профессионального фотографа спрашивают, что нужно, чтобы научиться хорошо фотографировать, он отвечает: много снимать. Снимайте, экспериментируйте, и у вас все получится.

Картина дня

наверх